Главная » Статьи » Здоровые дети |
НА ПЕРЕКЛАДИНУ С СОСКОЙ? ПОЧЕМУ БЫ НЕТ...
ГЛАВНЫЙ ПО ГРУДНИЧКАМ - заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер ВЛАДИМИР ГУРНЫЙ - внешне больше напоминает профессора медицины...
ДВА ЭПИЗОДА ИЗ ЕГО ЖИЗНИ: ПЛОЩАДКА. Вырос Владимир Борисович Гурный в Минске, воспитывался без отца. Некому было, как он говорит, «парня понукать, заставлять, указывать...». Спорт ему всегда нравился, и учитель физкультуры, заметив, как ловко мальчишка лазает, отвел его к хорошему тренеру в секцию спортивной гимнастики. Было Володе тогда лет десять, а через три года самостоятельность свою и увлеченность гимнастическими трюками мальчик проявил не по возрасту — соорудил около дома спортивную площадку. Турник, сено в яме вместо матов... Что еще надо? Так и крутил во дворе сальто. Дальше — больше: сплел сетку из старых веревок, чтобы в волейбол играть. Так вся шпана местная вместо того, чтобы по подворотням слоняться, стала на спортивной площадке тусоваться. «Там они, хулиганы, преображались, сами уже за порядком следили, становились нормальными людьми», — рассказывает Гурный. ВОРОНИН. В 22 года молодого мастера спорта Владимира Бурного пригласили тренером в сборную СССР по парашютному спорту. (В 32 года он стал старшим тренером и возглавлял сборную много лет.) И надо было, вспоминает он, объяснять людям, что и как делать. Стал задумываться: как просто объяснить сложные вещи. Это и сподвигло всерьез заняться проблемами восприятия информации, возможностей человеческого мозга и интеллекта. Сегодня у Бурного люди за несколько тренировок учатся сложным вещам. Учатся даже с самого рождения. Он никогда не работал на большой результат в гимнастике, хотя его знания психологии помогли не одному известному гимнасту. Как-то парнишка, наслышанный про Бурного, захотел научиться гимнастическим элементам и договорился с Михаилом Ворониным о том, чтобы поработать в «динамовском» зале. Так Гурный подружился с одним из самых замечательных людей в истории отечественной гимнастики. Оказалось, что у них одинаковое понимание роли физических упражнений в развитии ребенка, обучении детей. В результате Владимир Борисович остался в «Динамо» работать тренером по ОФП. ...Объявление на двери гимнастического зала «Динамо» вежливо напоминает родителям, что детские коляски надо оставлять на улице. Напоминает не просто так, на всякий случай. «Спортсмены» с сосками и в ползунках здесь и в самом деле частые гости. Хотя мы ведь как привыкли? Физкультура для младенцев — удел поликлиник: столик, пеленка, тетенька в белом халате... В зале «Динамо» готовы поспорить с этим стереотипом. И весьма успешно. ... Главный по грудничкам — Владимир Гурный — внешне больше напоминает профессора медицины, чем тренера. К интервью готовится, вооружившись ноутбуком, собственной книгой «Теория развития интеллекта» (!) и графиком «возможностей развития интеллекта в пределах одной человеческой жизни». Спросить «а при чем тут гимнастика?» не успеваешь. «Сейчас все поймете, — задает он тон разговору. — В гимнастике я 60 лет. Полжизни отдал парашютному спорту, был старшим тренером сборной СССР. И все время занимался обучением в этих двух сложных и опасных видах спорта. Хотел понять, что такое знания и как они усваиваются мозгом. И мне удалось в этом частично разобраться. Основные органы чувств, через которые мы получаем всю информацию, это зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и вестибулярный аппарат, — Гурный начинает издалека. — Их достаточно человеку для того, чтобы выживать, летать в космос, ломать, строить — все что угодно. Вот, возьмите телефон, посмотрите, потрогайте, понюхайте. А если я дам вам его только потрогать, потом спрячу и через две недели покажу и спрошу— что это? Вы мне ответите: «Не знаю»... Потому что не увидели предмет, не запомнили. Я считаю, что самая нелепая ошибка современного образования — это обучение детей чтению (официально) с возраста шесть с половиной лет. Скажите, ребенок знает маму через зрение? Обоняние? На слух? — продолжая экзаменовать меня, Гурный пишет на листке слово «мама». — Вот точно так же мгновенно он увидит и это слово, если ему показать. Он будет знать, что вот это означает мама. Он уже получает информацию визуально, а значит, ее запоминает. А мы держим ребенка до шести лет, бережем от умственных нагрузок, а потом ведем в школу, усаживаем за парту и начинаем буковки показывать, то есть давать информацию, которой лишали до сих пор. Когда с родителями случайно затрагиваем эту тему в разговоре, они мне говорят: «Да вы что, Владимир Борисович, лучше вообще с восьми лет в школу вести, не лишать детей счастливого детства». А что такое счастливое детство? Безделье, что ли? А вот теперь перейдем к этому графику, — Гурный расстилает передо мной лист бумаги, где четкими линиями расчерчены этапы жизни ребенка до 8 лет, начиная с развития плода еще в утробе матери. — Первое сердцебиение на 50-е сутки, на 12-й неделе полностью сформирован вестибулярный аппарат... Тогда же формируются нейроны, предназначение которых — накопление информации. Вот почему говорят, что ребенок усваивает массу информации, находясь еще в утробе матери. Учила мама китайский язык во время беременности, а мы удивляемся, почему вдруг пятилетний мальчик так быстро стал его осваивать. Да потому что «вспомнил». Если говорить языком науки, то возбуждение и торможение нейронов — и есть мыслительный процесс. Иными словами, чтобы запустить все шестеренки в работу, нужно «завести» нейроны, дать им информацию, задвигаться. Надо понимать все эти процессы, тогда станетясно, при чем тут гимнастика, — словно чувствуя мое нетерпение, объясняет Гурный. — Старение организма начинается с момента рождения, и каждый этап человеческой жизни характеризуется определенными возможностями. Научно доказано, что у мозга после рождения все нейроны активно живут до трех лет. Если их задействовать информацией — живут дальше. Нет — начинают атрофироваться. Также доказано, что до з-х лет организм расходует на восстановление один объем работы, в 5 лет — уже другой. Глупость, что раз ребенок знает, что такое мама, слыша звук слова, не давать ему возможности запоминать его в буковках, зрительно, а ждать, когда в школу пойдет и будет алфавит учить... Чем раньше и чем больше мы будем давать ребенку возможность получать разнообразную информацию через все органы чувств — смотреть, наблюдать, трогать предметы ручками-ножками, то есть двигаться, тем больше его знания (уровень интеллекта) будут расширяться», — подводит итог научной части нашей беседы Владимир Борисович. Когда три года назад было принято решение предоставлять профессиональный гимнастический зал для занятий детям начиная с момента рождения, стало получаться, что мамы, ожидающие пополнения в семействе, приводя в зал старших детей, заодно и сами включались в тренировки, а потом возвращались сюда уже с новорожденными. Возраст до трех лет — вполне достаточный для того, чтобы делать определенный ряд движений. Толстая перекладина — тонкая, мягкая поверхность — твердая, высокая — низкая, шершавая — гладкая... Ребенок получает представление обо всем. Только не нужно малыша, по мнению Гурного, тыкать носом и заставлять, надо просто дать ему возможность концентрировать собственное внимание на всех этих вещах. «Маме грудничка я, например, объясняю: 90% информации ваш ребенок получает визуально. Поэтому чем больше он увидит, что делают люди на этом снаряде, тем лучше. Если еще не может сидеть, устройте его полулежа вблизи, если есть уже хватательные движения — дайте потрогать. Походите по залу, похватайте вместе с ним, покачайте в такт движениям спортсмена. Конечно, с таким же успехом и по квартире можно ходить, но там площадь небольшая, и ребенок к ней быстро адаптируется. А наш зал огромен. Плюс любые колебания — качания доставляют малышу удовольствие. Чем больше их дадите в пространстве, тем больше сформируется у него нервных связей, тем шире база интеллекта. Родители, конечно, должны думать и отвечать за безопасность своих чад, но детям предоставляется масса условий — они могут лазать, трогать, смотреть, висеть везде и всюду». Кстати, по мнению Гурного, наличие такого специального помещения вовсе не обязательно. Любой спортивный зал можно предоставить в распоряжение мам и детей хотя бы на два часа в неделю, что уже резко расширит возможности познания ребенком окружающего мира. «Двигаться можно не только в гимнастическом зале, — словно предчувствуя мой главный вопрос, продолжает Гурный. — Но именно в гимнастике наиболее полно задействованы все группы мышц, представлены все виды хватов, все виды упора сидя, лежа ... перечислять можно бесконечно. Я бы даже так сказал: если человек занимался гимнастикой, прекрасно владеет своим телом, то у него есть база для выживания и работы в любом виде деятельности». Я не выдерживаю и в ответ на убежденность Владимира Борисовича все же задаю провокационный вопрос: вот, у ребенка проблемы с концентрацией внимания. На уроках долго сидеть не может, вообще сосредоточиться на чем-либо ему трудно. Что делать? Вести в гимнастику? «Да. Ведь что такое образование? Это обучение детей самостоятельности путем передачи самых разных знаний. Чтобы овладеть знаниями, нужна концентрация внимания, без нее ничего не получится. Ребенок и пытается это сделать, но мы, родители, не зная того, как усваиваются знания мозгом, дико мешаем нашим детям. Вот привела мама малыша, и началось: «Ой, ты возьми вот так ножку потяни. А руку назад, а ногу вперед... Ай, молодец!» Я объясняю родителям: ваша задача — не мешать ребенку концентрировать внимание. Если пришел в зал и просто стоит и смотрит — не торопите его, он должен понять, что будет, если он сейчас побежит или подпрыгнет. Он сосредоточивает на этом свое внимание, а стимулом является любопытство. То есть ему надо создать среду и не мешать. Возраст до трех лет, о котором мы говорили, это возраст копирования. Пусть все пробует сам, дайте ему максимум самостоятельности, в его распоряжении все снаряды, а наша с вами задача — обеспечить его безопасность, подстраховать, где надо. Как только ребенок поймет, как это надо делать, его не придется заставлять. У меня была девочка, которая в первый день села, соску во рту зажала, в маму вцепилась и целый час так сидела. А на следующей тренировке мы ее вдвоем не могли из зала вытащить. Хотим мы этого или не хотим, но понимание — это качество, которому надо учить. И гимнастика как раз этому качеству и учит. Как? С помощью движения, которое может быть интересным. И чтобы им овладеть, ребенок учится тому, чему в доме (а потом в детском саду, школе) его никогда не учили. А здесь именно благодаря тому, что движения ему любопытны, он учится сосредоточивать внимание на чем-то одном, не отвлекаться. Когда человек увлечен, все последующие знания усваиваются быстро. Овладеваем мы десятком движений, значит, десять раз он свое внимание сконцентрировал. Вот теперь ему будет легче на буковках сосредоточиться. Потому что он приобретает КАЧЕСТВО! Меня поражает, когда тренер смотрит на ребенка, не справляющегося с упражнением, и спрашивает: «Ты что, тупой?» Может быть, и тупой — ну, недостаточно у него этих нервных связей. Так задача взрослого не говорить ему об этом, а создать те условия, благодаря которым он поймет, КАК это нужно делать. И тот перестанет быть тупым». «Я послевоенный ребенок, — говорит на прощание Гурный. — А это значит, что в смысле получения информации — один репродуктор и одна газета «Правда». Это все, что мы знали. Так что у нас базовый уровень интеллекта формировался к 7-10 годам. А сейчас период накопления информации у детей уже к з годам складывается. К чему веду? Пока он этот мир познает, ему сложно передавать системные знания. То есть это когда по команде все выполняют одно и то же. Есть даже понятие такое — «системный способ передачи знаний». Чтобы понять, готов ребенок «делать, как все» или нет, у нас существует опробование. Ведем трехлетнего к Ольге Мостепановой, которая с детьми от трех лет и выше работает, и смотрим: «А ну-ка, детишки, повернулись направо!». Детишки направо повернулись, а один — налево и побежал. То есть ТАМ ему интереснее. Он пока не готов. А потом посмотрит, как взрослые дети что-то делают и скажет: «Хочу». Сейчас этот период созревания для системного обучения на грани 3-4 лет происходит. Если на язык большого спорта перевести — ранняя специализация. Сколько детей на сегодняшний день занимается у нас? Мы не фиксируем. Когда пять человек приходит, а когда тридцать пять. Эти родители не фанаты гимнастики, не готовят своих детей к «звездному» помосту. Просто они увидели, что наш вид спорта делает тех же мальчишек организованными, собранными, сильными. Эти качества можно потом перенести на что угодно!» Текст: ОКСАНА ТОНКАЧЕЕВА. Статья взята из журнала "ГИМНАСТИКА" №1 07.2011, Федерации спортивной гимнастики России. Источник: http://www.sportgymrus.ru/ | |
Просмотров: 4613 | | |
Всего комментариев: 0 | |