МОУДОД
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА №1



ДЮСШ №1
спортивная гимнастика, баскетбол


РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН,
Г. НИЖНЕКАМСК, УЛ. ТУКАЯ, 25.
«Боги подарили людям два вида
искусств — музыку и гимнастику»
Платон


Главная » Статьи » Здоровые дети

Физическая активность
Физическая активность детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст (7- 10 лет) - наиболее активный период в формировании Двиигатсльных координаций ребёнка. Однако при дозиро­вании физических нагрузок необходима осторожность: с одной стороны, ешё не завершился процесс формирования двигательного аппарата, а с другой - круто изменился общий режим и ритм жизни в связи с началом учёбы в школе. Для этого существует специально разработанное специа­листами такое понятие как "норма двигательного режима". Таким обра­зом, для младших школьников она составляет около 8 часов в неделю. Кроме школьных уроков физической культуры физическая активность млад­шего школьника должна обязательно дополняться ежедневной утренней зарядкой и двумя - тремя домашними тренировочными занятиями в неделю.

Семейные тренировки строятся на основе систематического выполне­ния предлагаемых учителем физкультуры домашних заданий или являются самостоятельными занятиями родителей с детьми, которые проводятся с учётом рекомендаций, имеющихся в физкультурной периодике и отдель­ных изданиях. также необходимо проведение физических упражнений и подвижных игр в течение учебного дня, на уроках и пере менах. Предлага­ем несколько комплексов физических упражнений для проведения в тече­ние урока, физкультурная минутка (1 - 1,5 мин. ). Проводится на 15 - 20 мин. каждого общеобразовательного урока или самостоятельного занятия. включая уроки труда, рисования, пения, классными руководителями и учителями-предметниками, а при самоподготовке воспитателями-предмет­никами. На физкультурной минутке выполняется 3-4 упражнения под музыку, каждое упражнение повторяется 4-6 раз.

Комплекс упражнений 1 класс

КОМПЛЕКС I (сидя за партой)

  • И. п. - руки на парте. вытянуты вперёд. Поднять руки вверх, потя­нуться, вернуться в и. п.
  • И. п. - руки на краю парты, сжаты в кулаки. Выпрямляя руки и разжимая пальцы дотронуться до противоположного края парты; вернуть­ся в и. п.
  • И. п. - руки за головой, локти вперёд. Локти развести в стороны, прогнуты;я; вернуться в и. п.

КОМПЛЕКС 2 (сидя за партой)

  • И. п. - сцепление рук на голове. Поднять руки вверх ладонями вверх, пальцы сцеплены; вернуться в и. п.
  • И. п. - руки на сиденье около спинки. Наклониться вперёд, ста­раясь руками достать пола; вернуться в и. п
  • И. п. - руки на поясе. Встать, руки вперёд, вернуться в и. п.

Физическая активность подростков

Подростковый возраст ( 11 - 14 лет) - один из самых ответственных периодов в формировании основ физической культуры школьника. Это критический период как в социальном, так и в биологическом отноше­нии. При осуществлении физического воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности физического развития, состава и строения опорно-двигательного аппарата, нервной и мышечной систем подростков. К серьёзным негативным изменениям функций различных органов и сис­тем могут привести нарушения осанки, если не осуществлять постоянный контроль за позой подростка и не обеспечивать укрепление мышц живота и спины. Нео6ходимо осуществлять жесткий контроль при дозировании физических нагрузок. Норма двигательной активности для подростков со­ставляет около 8 - 10 часов в неделю, однако, следует заметить, что это не жесткие установки и поэтому объем физических нагрузок можно подби­рать индивидуально, в зависимости от функциональной подготовки орга­низма. В подростковом возрасте наиболее успешно развиваются те ком­поненты физического потенциала ребёнка, которые о6еспечивают повы­шение уровня его скоростных и скоростно-силовых спосо6ностей.

Поэтому при организации физической подготовки подростка необходимо уде­лять внимание прежде всего тренировке скоростных качеств в начале и середине подросткового периода и скоростно-силовых в конце. Быстрый бег, прыжки, метание лёгких снарядов, темповые гимнастические упраж­нения, в том числе из арсенала гантельной гимнастики, на велосипеде, в плавательном бассейне и, конечно, много спортивных и подвижных игр, требующих сноровки, быстроты реакции, быстроты движений и переме­щений. Физическая активность подростка реализуется прежде всего в орга­низованных формах: на уроках физкультуры, в физкульт-паузах, при ак­тивном отдыхе, в турпоходе и т. д.

Детский сколиоз

Сколиоз у детей развивается как следствие неправильной осанки. Ко­стно-мышечная система у дошкольников и младших школьников сформирована еше недостаточно в костной системе присутствует много хряшевой ткани, а мышцы и связки еше не обладают достаточной прочностью и силой. Именно из-за этой слабости и незаконченности развития костно­мышечной системы при неумеренной, нерациональной, неравномерной статической нагрузке у ребенка может сформироваться неправильная осан­ка, которая часто приводит к искривлению позвоночника-сколиозу.

Развитие и закрепление неправильной осанки нередко начинается ужс с раннего детства. когда туго спеленатого грудного ребенка оставляют не­подвижно лежать в одной позе или укачивания ребенка часто по несколько часов в день, его носят на одной и той же стороне или, когда еще не окрепшего и не готового к этому малыша усаживают надолго в подушки. Не подозревая об этом, родители закладывают у ребенка основы формиро­вания сколиоза. Этот процесс продолжается в яслях и детском саду, где дети спят на раскладушках или на пружинных кроватях. В школе ребенок часами сидит в вынужденной позе, часто за неудобной партой. Добавьте к этому выполнение домашних заданий, посешение музыкальной школы, просмотр телепередач и при этом крайне слабую физическую активность. И с каждым годом все больше и больше детей выявляются с нарушением осанки и сколиозом, а последствия этих состояний для будушего здоровья ребенка самые плачевные.

Сколиоз, появляющийся в школьные годы, так и называют школьным или привычным сколиозом. Характеризуется он искривлением грудного отдела позвоночника вправо и поясничного отдела влево - так называемый S-образный сколиоз. Школьники длительное время находятся в позе, когда правое плечо находится впереди и выше левого, а корпус развернут влево. Эта асимметричная поза в сочетании со слабостью мышц, идуших вдоль позвоночника, и при водит к сколиозу.

При первой степени сколиоз практически не виден. Отмечается лишь вялая осанка с опушенной головой и отведенными плечами, сутулость, правое плечо несколько выше левого, а угол правой лопатки отстоит даль­ше от средней линии, заметна небольшая асимметрия треугольников талии. При второй степени асимметрия в положении надnлечий, углов ло­паток и неодинаковость треугольников талии становится более выражен­ной. В третьей же и четвертой степени сколиоза костно-мышечная систе­ма деформирована очень сильно.

Для того, чтобы у ребенка не развился сколиоз, ему необходимо как можно более активно двигаться! Кроме того, рабочее место для выполне­ния уроков должно соответствовать росту ребенка. Очень важно вырабо­тать привычку правильно сидеть за письменным столом - не поджимать правую ногу или перекидывать ее через левую. Нужно следить, чтобы при выполнении письменных заданий его левая рука лежала на столе дальше правой и ребенок не нагибался к правой руке. И, наконец, не пожалеть времени и усилий для укрепления мышечного корсета, особенно мышц спины и живота Если же диагноз "сколиоз" уже выставлен ребенку, то не надо отчаи­ваться. Для начала необходимо найти и устранить все те факторы, кото­рые привели к искривлению позвоночника. Устранив причину, вы будете уже на полпути к успеху.

Физическая активность пожилых людей

В этом возрасте человек сохраняет ещё достаточно высокий уровень своего физического потенциала. Важной задачей физической активности пожилого человека является постепенная подготовка организма к предсто­ящим после 75-80 лет жизни инволюционным преобразованиям. Важным условием нормальной жизни в этом возрасте является устойчивая привыч­ка к систематической физической активности. Основная направленность - поддержание тонуса скелетной мускулатуры и функциональных систем в верхних границах возрастных норм. Вот несколько правил, следовать ко­торым нужно обязательно:

  • Физические упражнения должны быть строго дозированы по коли­честву повторений, по темпу выполнения, по амплитуде движений.
  • Упражнения с силовым напряжением (упражнения с гантелями, с эспандером, с эластичным резиновым бинтом) следует чередовать с уп­ражнениями на расслабление.
  • После каждой группы из 3-4 упражнений общеразвивающего харак­тера необходимо выполнять дыхательные упражнения.
  • Для выполнения упражнений необходимо выбирать удобное исход­ное положение.
  • Во избежнние перегрузки необходимо соблюдать правило "рассеи­вания" нагрузки, т. е чередовать упражнения для верхних конечностей с упражнениями для ног или для туловища, упражнения мышц-сгибате­лей с упражнениями для мышц-разгибателей.

Для начинающих и недостнточно физически здоровых пожилых людей лучше всего начать с освоения начальной программы, которая включает в себя утреннюю зарядку, дозированную ходьбу, в последствии дозирован­ный бег. Начинать необходимо следующим образом: если вы не чувствуете себя подготовленным, начните с ходьбы. Хорошая норма - 10 тысяч ша­гов в день (около 5 км). Поддерживайте такой темп, чтобы вы могли спо­койно разговаривать на ходу. Когда втянетесь, включайте в ходьбу ма­ленькие перебежки трусцой. Дышать обязательно через нос. Устали, отдышались, восстановили пульс - и снова коротенькая пробежка. Посте­пенно вы будете пробегать все больше и больше до полного пробега уста­новленной дистанции. Оптимальная норма тренировок - три раза в неде­лю. Лучшее время занятий - вечернее. Следите, чтобы ваш пульс не пре­вышал 130 ударов в минуту. Лыжне прогулки, туристические похoды, плавание , велосипедные прогулки за город – все это вполне доступно пожилому человеку.


http://medsport.ru/



Источник: http://medsport.ru/php/content.php?group=2¶m=33&id=23516
Категория: Здоровые дети | Добавил: Администратор (25.12.2009)
Просмотров: 2309 | Теги: дети, комплекс упражнений, возраст | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]